Между НПО "Сатурн" и ММПП "Салют" разворачивается конкуренция

Между различными производителями компонентов самолета пятого поколения (систем вооружения и пр.) разворачивается соперничество за право стать подрядчиком по изготовлению двигателя для еще не созданного самолета. В НПО "Сатурн" считают, что уже победили в еще не проведенном тендере и почти разработали новый двигатель. В ММПП "Салют" не торопятся с созданием двигателя для самолета будущего, а предлагают провести глубокую модернизацию существующих двигателей. Шансы Пермского моторостроительного комплекса (ПМК) победить в тендере минимальны; сказывается отсутствие новых разработок, управленческая чехарда последнего десятилетия и наличие среди акционеров Pratt & Whitney. Победитель пока не определен. К экономичному " проекту ММПП "Салют" склоняются военные от Минобороны.

05.12.2003 ФГУП "Московское машиностроительное производственное предприятие "Салют" посетил вице-премьер Борис Алешин. По словам главного конструктора Эммануила Гольдинского, в настоящее время на предприятии идет реализация программы глубокой модернизации двигателя АЛ-31Ф, который стоит на большинстве военных самолетов, находящихся на боевом дежурстве в ВВС России и экспортируемых в Индию и Китай. По его словам, вся модернизация идет в инициативном порядке, без внешнего финансирования. В результате первого этапа модернизации «Салюту» удалось повысить назначенный ресурс двигателя до 1,5 тыс. часов, что являлось обязательным требованием основного заказчика - КНР, а также увеличить тяговые характеристики: с 12,5 тыс. кгс до 13,3 тыс. кгс. Увеличение ресурсных и тяговых характеристик двигателя АЛ-31Ф позволяет, не изменяя характеристики самолета, ставить на него более современные виды оружия.
ММПП "Салют" уже получены все согласования и заключения специалистов, в том числе и Министерства обороны. После подписания документов будет начата программа государственных испытаний, которые закончатся через полгода. После этого модернизированный двигатель можно будет ставить на самолеты российских ВВС.

Модернизация существующих двигателей - основной принцип, применяемый ММПП "Салют" и к созданию двигателя для самолета пятого поколения. "Самолет пятого поколения будет создан не скоро, а потому упреждать его разработку созданием двигателя нецелесообразно, - рассказывал гендиректор Ю. Елисеев вице-премьеру Б. Алешину. - Мы делаем беспроигрышный вариант: так модернизируем существующий двигатель, что даже в полку старый двигатель можно будет заменить на новый без особых проблем. Это позволит к 2006-07 гг. создать многие части для двигателя пятого поколения (систему охлаждения, сопло и пр.), не тратя на это дополнительных средств". По словам Э.Гольдинского, степень модернизации двигателя на первом этапе позволяет использовать 95% старых деталей при увеличении стоимости всего на 5%".

Основной конкурент и главный ньюсмейкер по новому двигателю для самолета пятого поколения - НПО "Сатурн" (г. Рыбинск, Ярославская обл.) - придерживается иного подхода. По словам Э.Гольдинского, новый двигатель, который разрабатывается в НПО "Сатурн", "так называемый проект 117", может быть, по техническим характеристикам даже лучше модернизированного АЛ-31Ф, но требует доработки существующих самолетов. "В нем совершенно новая турбина, система охлаждения, - рассказывает главный конструктор "Салюта". - Хороший двигатель, но он будет стоить более чем на 25% дороже, чем исходный. Для экспортных поставок он, может быть, и годится, но для отечественных ВВС такое удорожание - большая проблема". По его словам, уже к концу 2004 г. в ММПП "Салют" будут доработаны новый газогенератор и трехступенчатый вентилятор (соответственно, второй и третий этап модернизации АЛ-31Ф), что позволит увеличить тяговые характеристики двигателя до14,6 тыс. кгс.

В пользу того, что ММПП "Салют", скорее всего, будет выбрано головным подрядчиком в разработке двигателя для самолета пятого поколения, указывает не только "экономичный" подход руководства предприятия к решению этого вопроса, но и его государственная принадлежность. И НПО "Сатурн", и предприятия ПМК контролируются частным капиталом, причем не без участия иностранного, что дает существенный риск для государственной безопасности. На итоговом брифинге для прессы Борис Алешин не стал заявлять по этому поводу ничего сенсационного. "Создание самолета пятого поколения - это основная задача на ближайшее пятилетие, - резюмировал вице-премьер. - Время покажет, кто будет головным подрядчиком по изготовлению двигателя для самолета пятого поколения. Правительство внимательно смотрит на очаги роста в двигателестроении, но готового решения кого-то с кем-то сливать и делать единый моторостроительный холдинг - нет. Думаю, что это бесперспективно". Пока Борис Алешин определенно заявил только одно: до конца года будет принято решение о создании единой самолетостроительной компании, которая займется разработкой и производством самолета пятого поколения. "Росавиакосмос близок к тому, чтобы внести в правительство предложение по созданию единой авиастроительной компании, - сказал вице-премьер. - Но будет создана именно самолетостроительная компания, а не братская могила по примеру РСК "МиГ", в которую собирается все". Отмечая достоинства ММПП "Салют", Борис Алешин отметил, что у предприятия "идеология совершенно новая". "При ограниченном объеме выпуска оснащение предприятия рассчитано на выпуск широкой номенклатуры продукции, - заявил куратор ВПК. - Это то, что выгодно отличает "Салют" от других предприятий отрасли".
RBC daily

Архив новостей

To English

Условия участия в международной конференции форума

Публикация материалов

28.02.10 Обновлёны разделы "Архив", "Условия участия в конференции", добавлена Программа 11 Форума

16.02.10 Обновлёны разделы "События", "Конференция", "Условия участия в конференции"

 


Российский ресурс

Центр поддержки владельцев интеллектуальной собственности

Выставка 'Высокие технологии XI века'

Информационный спонсор форума 'СИнС'

Журнал Авиапанорама

Организаторы События Конференция Архив Новости Аналитика Main Projects Organizers Main Program Exhibition Conference Archive News


Наверх


Конференция Архив Новости Главная Организаторы События Аналитика